- Лента новостей
- Сайт Администрации Михайловского района переехал
- Сайт Администрации Михайловского района переехал
- Орловский юридический институт МВД России им. В.В. Лукьянова пригла...
- Совещание с главами городов и районов Алтайского края по вопросу ре...
- ОБЬЯВЛЕНИЕ
- В Алтайском крае выявляют собственников недвижимости
- Торжественные мероприятия в День Государственного флага Российской ...
- Свыше 34 тысяч пенсионеров в Алтайском крае получают сельскую надбавку
- Вода не страшна тем, кто соблюдает осторожность!
- О тенденциях рынка недвижимости и особенностях реализации закона о ...
- Нотариусы и Росреестр – электронное взаимодействие в пользу гражданина
«Играть по правилам», или о том, чем грозит нарушение избирательного законодательства
В период с 17 по 19 сентября 2021 года на территории нашего района пройдут выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва и депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания восьмого созыва. Предвыборная агитация уже стартовала, и в связи с этим не лишним будет напомнить о том, что нужно «играть по правилам», действовать, как говорится, в рамках правового поля, а иначе…
Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства установлена главой 5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (полиции), уполномочены составлять протоколы за нарушение избирательного законодательства об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.10 - 5.12, 5.14 - 5.16, 5.22:
ü статья 5.10 (проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах);
ü статья 5.11 (проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом);
ü статья 5.12 (изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах);
ü статья 5.14 (умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму);
ü статья 5.15 (нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями, участниками референдума);
ü статья 5.16 (подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах);
ü статья 5.22 (незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме).
За совершение административных правонарушений в сфере избирательного права и избирательного процесса виновные лица несут административную ответственность в виде штрафа, размер которого варьируется в зависимости от вида административного правонарушения.
Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства установлена главой 19 УК РФ:
ü Статья 141 (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий);
ü Статья 141.1(нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума);
ü Статья 142 (фальсификация избирательных документов, документов референдума, документов общероссийского голосования);
ü Статья 142.1 (фальсификация итогов голосования);
ü Статья 142.2 (незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме, бюллетеня для общероссийского голосования).
В соответствии с частью второй статьи 151 УПК РФ предварительное расследование по указанным статьям УК РФ относится исключительно к компетенции следователей Следственного комитета Российской Федерации.
В предвыборный период, а также непосредственно в ходе проведения выборов могут совершаться и иные деяния, не подпадающие под признаки составов преступлений, предусмотренных статьями 141–142.2 УК РФ.К числу таких деяний можно отнести, в частности, клевету (статья 128.1 УК РФ), умышленные уничтожение или повреждение имущества (статья 167 УК РФ), террористический акт (статья 205 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма (статья 2052 УК), захват заложника (статья 206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207 УК РФ), неоднократноенарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (статья 212.1 УК РФ), хулиганство (статья 213 УК РФ), вандализм (статья 214 УК РФ), публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ), публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (статья 280.1 УК РФ), диверсию (статья 281 УК РФ), возбуждение ненависти либовражды, а равно унижение человеческого достоинства (статья 282 УК РФ), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (статья 317 УК), применение насилия в отношении представителя власти (статья 318 УК РФ), оскорбление представителя власти (статья 319 УК РФ), изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (статья 327 УК РФ), надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (статья 329 УК РФ), самоуправство (статья 330 УК РФ).
В предвыборный период и в день голосования могут быть организованы незаконные публичные акции в поддержку определенных кандидатов, политических партий либо против них, а также направленные на подрыв проведения выборов.В указанных случаях в действиях виновных лиц могут быть усмотрены как признаки воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (статья 141 УК РФ), так и иных составов преступлений (например, клеветы (статья 128 1 УК РФ), публичных призывов к осуществлению террористической деятельности (статья 205.2 УК РФ), неоднократного нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (статья212.1 УК РФ), публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ), возбуждения ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства (статья 282 УК РФ).
В статье 31 Конституции РФ закреплено право граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. На обеспечение реализации указанного права направлен Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которым в том числе определен порядок организации и проведения публичного мероприятия.
Нарушение положений указанного Федерального закона является основанием привлечения лица к административной ответственности по статье 20.2 (Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) КоАП РФ и при наличии соответствующих признаков – к уголовной ответственности по статье 212.1 УК РФ.
Отдельного внимания заслуживают случаи использования в ходе предвыборных компаний так называемой технологии «черного PR», под которой понимается совокупность незаконных и нечестных методов, способов и средств предвыборной борьбы, манипулирующих сознанием избирателей, нарушающих основные принципы избирательного права.
Деяния, совершаемые в ходе подобных кампаний, могут содержать признаки клеветы, в том числе ее квалифицированных видов, предусмотренных частями второй-пятой статьи 128.1 УК РФ (клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации; совершенная с использованием своего служебного положения; о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих, а равно клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления сексуального характера; соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления).
Объектом «черного PR» могут выступать также действующие государственные органы и их должностные лица. Вместе с тем необходимо учитывать, что в подобных случаях могут быть усмотрены признаки таких преступлений, как публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ), к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (статья 280.1 УК РФ), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (статья 282 УК РФ).
В целях воспрепятствования проведению выборов могут быть организованы беспорядки (в частности, в помещении для голосования), в том числе в целях массового проникновения в помещение для голосования граждан и совершения действий по вбрасыванию избирательных бюллетеней.Подобные действия, как правило, охватываются признаками преступлений, предусмотренных статьями 141 и 142 УК РФ.
Мы уверены, что и предвыборная агитация и Единый день голосования пройдут на территории нашего района на волне взаимоуважения и равных возможностей, честности и порядочности. Сотрудники Отделения, в свою очередь, готовы обеспечить вашу, уважаемые земляки, безопасность на избирательных участках, а также защиту ваших прав, свобод и интересов.
Подготовила к печати
старший инспектор ГАПКиИООтд МВД России по Михайловскому району
Л.В. Ожегова